Музейная педагогика занимает все более заметное место в практической деятельности современных музеев, поскольку является механизмом реализации  его культурно - образовательных и рекреационных возможностей.

 Понятие «музейная педагогика» в пространство музейного мира  России  вошло в начале 1970-х годов. Оно было заимствовано  из немецкой терминологии (1934 год). За достаточно короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно обосновались  в отечественной музейной практике, о чем свидетельствует создание специальных отделов и подразделений в крупных и малых музеях различных профилей как в крупных городах, так и в малых. В 1980-е годы музейная педагогика постепенно приобретает черты научной дисциплины. Особым этапом можно считать введение ее в качестве учебного курса в подготовку музееведов (впервые в 1989 году на кафедре музееведения Ленинградского государственного института культуры). Показателем развития музейной педагогики можно считать диссертационные исследования, выход в свет большого количества научных сборников, монографий, учебных и методических пособий, а так же создание Ассоциации музейных педагогов.

  Социальный интерес к музейной педагогике обусловлен ее возможностью решать проблемы, связанные с формированием  личности, учитывая постоянно меняющиеся требования времени, а также ее активное  участие в гуманитаризации и гуманизации образовательной сферы.

   Педагогически организованный процесс интерпретации и трансляции историко-культурного потенциала музейного собрания направлен на удовлетворение потребности в информировании, обучении, развитии творчества, общении и рекреации различных категорий посетителей музея. Освоение культурного наследия в музее носит поэтапный и часто долговременный характер, что подтверждает актуальность изменения политики музея по отношению к посетителю от случайно-эпизодического к программно-проектному. Целью и  одной из социокультурных задач данного процесса является подготовка аудитории к пониманию предметного языка культуры, его семантико-семиотической сущности.  Только специально подготовленные профессионалы в области музейной педагогике способны обучить посетителя восприятию и осмыслению символического языка музея.

  Изменение структуры музейной аудитории, внимание к таким группам как дети 0+, посетители "серебряного возраста", люди с особыми потребностями: инвалиды, трудные подростки, беженцы, участники военных конфликтов и т.д., требует от музейных сотрудников знаний, умений и навыков использования современных  методов и технологий,  соответствующих психологическим и социально-психологическим особенностям посетителей и реалиям современной действительности.

  Условия рыночной экономики, борьба за потенциального потребителя услуг музея объясняет и необходимость поиска новых форм работы  адекватных  актуальным  требованиям, в том числе и  рекреационного характера.

 Понимая музей как "машину времени" и "исторический театр культуры", "пространство публичного одиночеста", " сферу практической герменевтики" и "фабрику впечатлений", "лабораторию эвристических поисков" и " институт социальной ответственности культуры"  сотрудникам музея сегодня необходимы специальные музейно- педагогические знании. Эти знания и умения должны позволить проектировать и проводить музейно-педагогические проекты и  программы, основанные как на глубоком понимании  специфики музейной информации, так и на профессиональном  владении способами ее интерпретации и трансляции с учетом научных подходов, адекватных практическим задачам.  Отличительной чертой   подготовки по данному курсу является то, что профессиональные навыки, полученные студентами в ходе обучения,  могут быть применены в отделах, непосредственно занимающихся музейно-педагогической деятельностью, в методических отделах музеев, в отделах осуществляющих различные формы взаимодействия с реальной и потенциальной аудиторией, в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.