Контакты:

Первое известное свидетельство о непосредственном знакомстве русского человека с индийской культурой – знаменитое «Хождение за три моря», путевые заметки тверского купца Афанасия Никитина,  написанные в далёком XV в. Н. М. Карамзин, обнаруживший рукопись и впервые опубликовавший отрывки из неё в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского», писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века». Гораздо более глубокие контакты русских с носителями индийской культуры и религии происходили в XVIXVII вв.; это было связано с существованием в Астрахани общины индийских купцов, активно торговавших в России, периодически посещавших Москву и ярмарки в крупнейших русских городах. На территории Астрахани существовал даже действующий индуистский храм – об это свидетельствуют заметки, оставленные путешественниками. В последующие века это знакомство продолжалось и углублялось. Так, например, в XVIII в. издательством Н. И. Новикова была выпущена на русском языке знаменитая «Бхагавадгита». В XIX в. в России начинается научное изучение индийской философии, религии и искусства. А в первые десятилетия ХХ в. возникает российская индологическая школа, давшая отечественной и мировой науке немало выдающихся учёных.

Нужно сказать, что, в отличие от Запада, в России никогда не существовало уничижительного отношения к индийской духовной и художественной культуре как к «варварской» или «примитивной» из-за её отличия от европейской и христианской. Это оказалось чрезвычайно благоприятным для плодотворного культурного обмена и роста взаимопонимания между Россией и Индией, которые происходили в течение всего ХХ в., особенного во времена Советского Союза. Сочувствие народов СССР к борьбе индийского народа за независимость и за национальные идеалы, которое к тому же подкреплялась существенной практической помощью в социальной, экономической и политической сферах, всегда вызывала у индийцев ответное чувство благодарности. Не удивительно поэтому, что в именно России возникла особенно благоприятная почва для восприятия и научного изучения самых разных аспектов индийской культуры: искусства, философии, религии и т.д. Поэтому знание и понимание этих аспектов должны составлять важную часть культурного багажа всякого образованного человека.  Особенно это актуально в России, если учесть тот взаимообмен, который много веков осуществлялся между народами Индии и России, а также те плодотворные контакты, которые происходят сегодня в самых разных областях между нашими странами.

Цель дисциплины «Культура и искусство Индии» заключается в том, чтобы помочь учащимся достичь знания и понимания основополагающих принципов индийской культуры, её основных форм в их историческом развитии, а также важнейших эстетических принципов индийского искусства, его видов, направлений и стилей.

 

Планируемые результаты освоения дисциплины:

– знание главных особенностей и наиболее характерных черт индийской культуры, специфики её развития, важнейших особенностей индийского искусства, его эстетических принципов, типологии его форм, истории развития традиционной индийской культуры и традиционного искусства, современного состояния индийской культуры и искусства, а также взаимного культурного и художественного влияния Индии и Запада, Индии и России;

– умение определять формы и элементы индийской традиционной культуры и давать им типологическую характеристику, различать между собой основной виды, направлению и стили индийского традиционного искусства; владение важнейшей терминологией, обозначающей индийские культурные и художественные реалии, навыками ориентации среди многообразия индийских культурных и художественных форм, методами и навыками историко-культурного и историко-художественного исследования;

– стремление расширять профессиональную и общенаучную эрудицию, самостоятельно пополнять знания об индийской культуре и культуре других стран Востока, развивать и стимулировать в себе естественный интерес к исследованию памятников индийской культуры и искусства, чтению традиционной индийской литературы, к общению с носителями культуры, к диалогу и сотрудничеству с представителями индийских этносов и вероисповеданий.

Общий объём дисциплины «Культура и искусство Индии» составляет 72 часа (2 зачётных единицы).  Их них 18 часов – лекции, 18 часов – семинары; остальные 36 часов отводятся на самостоятельную работу. Форма итогового контроля – зачёт.

Предлагаемое учащимся учебно-методическое пособие по дисциплине «Культура и искусство Индии» включает в себя все тематические разделы, необходимые для осуществления сформулированной цели, а также целый ряд методических материалов, призванных помочь студенту успешно освоить курс и пройти все проверочные испытания. Так, в основную часть пособия входят краткое содержание лекций и контрольные вопросы и темы для подготовки к семинарским занятиям.

Первый раздел «Культура Индии» охватывает следующую тематику: географические, климатические, исторические условия возникновения и развития индийской цивилизации; особенности индийского мышления и мировоззрения, исследования индийской культуры; важнейшие отличительные особенности индийской культуры. древнейшие цивилизации Индии, культура древних ариев и зарождение индийской литературной традиции; древняя и классическая культура Индии: разнообразие её форм, её материальная и духовная составляющие; религия, философия, наука, образование и социальное устройство классической Индии, культура Индии эпохи средневековья, особенности индо-мусульманской культуры, индийская культура Нового времени и современности, взаимодействие и обмен с культурами Запада и России.

В содержание второго раздела, который называется «Искусство Индии», входят общие эстетические особенности и проблемы художественной культуры Индии, связь индийского искусства с традиционным мировоззрением, религией, философией и социальным укладом, древняя и классическая литература Индии, её основные направления, жанры и стили на санскрите и других языках, классическая индийская поэтика; индийская классическая музыка, театр и танец: жанры, направления и школы, их связь с поэтической традицией; музыка, театр и кинематограф современной Индии, эстетика религиозных и народных празднеств; происхождение и развитие индийского изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись; прикладное искусство и художественные ремёсла Индии; особенности индо-мусульманского искусства, современное индийское искусство и взаимовлияние художественных форм Индии и Запада; рецепция индийского искусства в России.

Помимо тематической части учащимся предлагаются списки необходимой литературы и электронных ресурсов, подборка типовых контрольных заданий и иных дидактических материалов, методика оценивания по балльно-рейтинговой системе, а также дополнительные методические указания.